Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ "Екатерининская СОШ"

Сивинский район Пермский край

Новости

Путешествие по школе

Школьные традиции

Школьная газета

История

Творчество

ДЖИН

Школьные звезды

Фотоальбом

Информация

Проект КПМО

Год Учителя

Наш адрес:

617250 Пермский край, Сивинский район, с. Екатерининское, ул. Ленина, 43
   e-mail: forum-rus@mail.ru
, hkola-43@mail.ru

Кабинет начального класса

Первакова Жанна Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ "Екатерининская СОШ"

Первакова Жанна Геннадьевна

Публикации

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка 35 кб

Как учить детей учиться 57 кб

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка

          Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

          Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

            Учебный предмет «Русский язык»  обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

УУД  на уроках русского языка в начальной школе являются:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- умение  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

-умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

-стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

Формирование личностных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника и соседу по парте.

Формирование регулятивных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке русского языка гармония 3 класси т.д.

Формирование коммуникативных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.

Формирование познавательных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться:

- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения   или правильный ответ;

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- строить логическую цепь рассуждений

 

Результаты освоения программы по русскому языку выпускниками начальной школы

Личностные результаты: осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные УУД:

искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;

выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

Коммуникативные УУД: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Предметные результаты освоения курса русского языка: овладение начальными представлениями о средствах языка и возможностях их использования в речи; освоение основных понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), при этом рассматривать их с указанной точки зрения (например, слово: с точки зрения звуко-буквенного состава, строения, принадлежности к той или иной части речи, роли в предложении); способность конструировать единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), а также создавать собственные высказывания для конкретной ситуации общения, в том числе небольшие тексты определённых жанров (в объёме изученного); умение в процессе письма пунктуационно правильно ( в освоенных пределах) оформлять мысли, а также замечать орфограммы, осознавать свои затруднения, решать орфографические задачи (в том числе по словарю), а в неизвестных случаях освоенным способом (с помощью «окошка») «уходить» от орфографической ошибки; проверять написанное и аккуратно (при необходимости) вносить коррективы.

Как учить детей учиться

Ребенок поступил в школу. Главный объект его труда – книга, тетрадь; главный труд в школе — учение. Обучение в школе - важный стимул умственного развития ребенка. Необходимо поддержать его интерес к учению, помочь ему почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у него любознательности, познавательной активности, наблюдательности, памяти, внимания.
Главная задача - пришедших в школу  малышей приохотить к учению, к умению думать, слушать, внятно, точно и по делу говорить, читать, писать, считать, рисовать, петь; заниматься гимнастикой; трудиться для других. Вместе с тем необходимо научить их ухаживать за животными и растениями, копать грядки, шить, убирать помещения   и т. д., т, е,   задать верный   тип и устойчивые привычки правильной, практической деятельности, в том числе и интеллектуальной.
Используя чужой опыт, ребенок должен сам познавать окружающий мир и себя самого, словом, получать и накоплять жизненно  необходимые знания, которые затем, на следующей ступени обучения, можно будет обобщать, дополнять и дифференцировать, превращая в основы наук.
А как вообще можно учить?
Семья должна поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в учебный труд. Обучение в школе может  быть успешным в том случае, когда семья с самых ранних лет жизни ребёнка заботится  не только о его нормальном физическом развитии, но и о том, чтобы суметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, наблюдательность, умение вести себя в   коллективе, ответственное  отношение к порученному делу.
Подготовка ребёнка к школе — важное условие работы его    в дальнейшем.
Практика показывает, что во многих семьях существуют "неблагоприятные условия для подготовки ребёнка к школе. Это связано с недостаточным педагогическим уровнем родителей. Большинство  родителей заботятся лишь о материальном уровне развития детей, но не   готовят   их к школе, к систематическим занятиям. В этих семьях нет интереса к книгам, родители не развивают речь ребенка, не работают над произношением, не прививают
интереса, не воспитывают у детей   психологическую готовность к труду, трудолюбия. Ребенок из такой   семьи, придя в школу, показывает более слабые результаты учебной деятельности, чем его одноклассники. В результате у него появляется отрицательное отношение к учению.

Учебная работа потребует от ребенка поисков способов решения познавательных задач, волевых усилий, умственного напряжения, умения самостоятельно мыслить.
Поэтому, ребёнка нужно учить умению внимательно слушать книгу, рассказ взрослого. Правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. Чтобы учение в школе было успешным, родители, семья должны помогать школьнику учиться. Предвижу недоуменный вопрос некоторых родителей: «Разве это не обязанность школьного учителя?» К сожалению, таких родителей придется огорчить. В родительской помощи нуждаются все школьники. Только одни нуждаются в ней постоянно, на протяжении нескольких лет, другие – временами. И усилиями учителя помощь родителей заменить нельзя. Учитель всемерно стимулирует познавательную деятельность учащихся, осуществляет обучающий контроль за их работой.
Он проверяет домашние задания и видит, хорошо ли выучен урок или нет. Но он не может посмотреть, как ученики занимаются дома, рациональными ли приемами работы они пользуются. Этот контроль проводить легче всего родителям. Без такого контроля причины многих трудностей и неуспехов детей выглядят загадочными. Вот, например, первоклассник каждый день приходит в школу с хорошо решёнными примерами. А в классе справиться с такими же примерами не может. Учитель подозревает, что домашние примеры решают родители. Родители это категорически отрицают. В чём же дело? Оказывается, дома ребенок решает примеры, считая на пальцах  или   рисуя палочки на черновике. А в классе учитель требует решать в уме. Если бы родители понаблюдали за приготовлением уроков, то они бы без труда поняли, в чём дело. И ребёнок бы не оказался бы в числе отстающих. Не было бы недоразумения между учителем и родителями. Из этого примера видно, что родители не должны думать, что ребёнок не нуждается в их помощи.
Доводить начатое дело до конца, добиваться поставленной цели, быть собранными, рационально распределять свое время, выполнять домашние задания самостоятельно — всему этому ребенка нужно учить, учить тактично, ненавязчиво, не отбивая интереса к учебному труду.
Необходимым условием для успешной учебной работы школьников дома является наличие своего рабочего места, «уголка школьника». В каждой квартире, в большой или малой, должно найтись место для уголка школьника. Каким будет этот уголок, зависит  от возможностей, умений и  фантазии семьи. Главное, в уголке – письменный стол. Важно, чтобы сам ребенок постоянно поддерживал чистоту и порядок на своем рабочем месте . Свет на стол должен падать только слева, а стул должен соответствовать росту, от этого зависит  правильность осанки. Родители должны обязательно проследить за этим. Каждому предмету своё-место!
Над столом – расписание уроков, режим дня вашего ребёнка, список книг для  самостоятельного чтения.
Необходимым условием умственного воспитания и самовоспитания человека является чтение книг. Учитель и родители должны активнее приобщать учащихся к работе с книгой и другими источниками знаний, помогать им,  вырабатывать самостоятельное мышление.
Большое значение чтению книг, его культуре, уделял в своей педагогической работе В.А.Сухомлинский.
Он считал, что без высокой культуры чтения нет школы, нет подлинного умственного труда. Плохое чтение он сравнивал с замазанным грязью окошком, через которое ничего не видно. В начальной школе большое внимание уделяется приобщению ребёнка к чтению, воспитанию у него любви к книгам.
Учитель начальных классов учит ребёнка читать осознанно, осмысливая прочитанное, большое внимание уделяет технике чтения. От того, как ребенок овладел техникой чтения,  умением понимать прочитанное, зависят его успехи и по другим предметам. К самостоятельному чтению детей необходимо проявлять внимание. А. С. Макаренко писал, что родители должны контролировать подбор литературы, должны знать, как ребёнок читает книгу, «не проглатывает» ли страницу за страницей, следуя за фабулой повествования; должны приучать ребёнка бережно относиться к книгам. Очень важно помочь детям как можно раньше понять, что учиться читать надо не ради хороших отметок, что неумение читать лишает человека многих духовных радостей. Знакомство с книгой А. С. Макаренко рекомендует начать с чтения  вслух. И в дальнейшем, — пишет он, — как бы хорошо не был грамотен ребёнок, чтение вслух должно составлять одно  из самых широких мероприятий семьи. Чрезвычайно  желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих будней. При этом, если сначала чтецами выступают родители, то в дальнейшем эта работа должна быть передана детям. Но как вначале, так и потом, очень полезно  происходит не специально для слушателя- ребёнка, а в кругу семьи с расчетом на то, что оно вызовет и коллективный  отзыв и обмен мнениями.
Советы о подборе литературы в домашнюю библиотеку родителям может дать специалист — библиотекарь.
Часть детей  1 класса уже достаточно хорошо читают. Ребята 2- 3 классов обычно овладевают чтением в такой степени, что свободно прочитывают достаточно большие тексты, понимая при этом их содержание. В семье нужно приучать детей к повседневному чтению периодической печати. Чтение детских журналов и газет способствует  формированию интереса и активного отношения к событиям общественной жизни.
Одним из важных условий хорошей успеваемости в школе является дисциплина
В какой последовательности делать уроки? В младших классах,  когда ребенок быстро утомляется, имеет смысл начинать с трудных  предметов. Однако, надо следить, чтобы применение этой рекомендации не потеряло целесообразности, иначе можно столкнуться с тем, что ребенок сначала сделает письменное задание, а потом выучит правило, на которое было это задание. Важен вопрос и о  времени для домашних заданий. Долго сидеть с уроками  еще не значит хорошо их приготовить. Бесконечное сидение за   уроками обычно объясняется неустойчивым вниманием. Чтобы приучить ребенка к усидчивости, перед ним ставят задачу - уложиться в определенное время. И ставят часы. Он же, глядя на часы, учится распределять свои занятия по времени. Главная задача родителей — проконтролировать, когда ребенок сел за уроки, все ли он сделал; подсказать где искать ответ на вопрос, но не давать  готовых ответов.
Помощь и контроль родителей не должен быть муштрой, назойливой морализацией, изматывающей ребенка. Нужно. Чтобы ребёнок умел доказывать правильность выполнения задания.
В семье следует создать атмосферу постоянного внимания друг к другу, к успехам каждого члена семьи. В такой обстановке  будет естественен постоянный интерес родителей по поводу успеха ребёнка, их вопрос: «Что ты узнал сегодня нового?» Радость родителей по поводу успеха ребенка, его новых знаний, воспитывает в нем желание учиться. В этом серьезном труде у школьника могут быть какие-то неудачи. Хорошо, когда родители помогают ребёнку преодолеть их, не срывая на нём своё раздражение по поводу этой неудачи. Терпение родителей, доброжелательный тон – важное условие успешной помощи ребёнка в учении.
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости. Собственного достоинства – это первая заповедь воспитания.
В наших школах не должно быть несчастных детей – детей,  душу которых  гложет мысль, что они ни на что не способны.. Успех в учении — единственный      источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, постоянного желания учиться»

Кабинет биологии Спортивный зал школы Кабинет технологии Кабинет химии Кабинет географии

Кабинет русского языка и литературы Кабинет истории Кабинет иностранного языка

Кабинет физики Кабинет информатики Кабинет математики

Начальные классы: 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс


Наш адрес: 617250 Пермская область, Сивинский район, с.Екатерининское, ул. Ленина,43
e-mail: forum-rus@mail.ru

 

Hosted by uCoz